В тихих залах библиотеки Теософского общества в Адьяре царила особая атмосфера. Полки, уставленные древними трактатами и современными трудами о духовности, словно хранили тайны мироздания. Именно здесь, среди пожелтевших страниц, кроме трудов Елены Блаватской мы наткнулись на книги Джидду Кришнамурти — человека, чья жизнь была похожа на притчу, а учение — на чистый звон колокола, пробуждающего спящих.


 

Начало этой истории в публикации «Елена Блаватская: путешественница по иным мирам»

 

и «Заблудившиеся в просветлении

 
Встреча с Кришнамурти

До этого момента я знала о нем довольно мало, хотя в нашей домашней библиотеке имелось несколько его книг. Но именно в Адьяре у меня возникло огромное желание познакомиться с Кришнамурти поближе. Его глубокомысленный взгляд отражает   всё: и мои страхи, и надежды, и то, что я даже сама в себе не решаюсь признать. Он не смотрит на меня — он смотрит сквозь меня, как будто знает что-то такое, что я давно забыла… или ещё не вспомнила.

Среди всех остальных портретов находящихся в Теософском обществе образ Кришнамурти показался мне особенно живым. Не учитель, не пророк, не икона — а человек, который когда-то тоже стоял здесь, сомневался, страдал, искал. И в какой-то момент отказался от всех готовых ответов, чтобы остаться с самой сутью вопроса: что есть истина? 

Что, если его учение — не набор мудрых слов, а пророчество? Оно не даст мне новых догм, но заставит увидеть то, что я сама не хочу замечать. Может быть, именно поэтому его так трудно читать — не умом, а сердцем, без защиты, без ожиданий… И тогда приходит чувство, почти физическое: «Я не хочу изучать Кришнамурти — я хочу встретиться с ним. Не с мифом, созданным теософами, а с тем, кто сказал: «Истина — это нехоженая земля». Возможно, его книги — не инструкция, а приглашение. Приглашение к пересмотру собственных иллюзий. 

А еще — возникло странное ощущение, что он уже где-то рядом. Не в текстах, не в портретах, а в этом мгновении, когда осознаёшь, что самое важное всегда происходит сейчас. И тогда вопрос меняется: «Не что он хотел сказать, а что я услышу, если, наконец, перестану ждать подсказок?» 

Уже будучи дома. Я взяла в руки его «Первую и последнюю свободу»,  но не как священный текст, а как диалог с самим собой. Он не ведёт — он освобождает.

Мальчик из Маданапалле

Он родился в 1895 году в маленьком индийском городке Маданапалле. Его детство не предвещало великого будущего: болезненный, мечтательный, он часто пропускал школу, предпочитая наблюдать за природой. Говорят, даже тогда учителя замечали в нём что-то необычное — он мог подолгу сидеть в одиночестве, словно прислушиваясь к чему-то далёкому. 

Но в 1909 году Чарльз Ледбитер — один из лидеров Теософского общества, сыграл ключевую роль в «открытии» Джидду Кришнамурти. По заданию Анни Безант он искал мальчика, который мог бы стать «проводником» для грядущего Учителя Мира — Майтрейи (в теософской традиции — будущее воплощение высшего духовного существа). 

Ледбитер обладал способностью к ясновидению и утверждал, что «увидел» Кришнамурти в своих видениях задолго до их реальной встречи. Он описывал его ауру как «совершенно уникальную» — без следов эгоизма, что якобы указывало на его избранность.  В мае 1909 года Ледбитер заметил 14-летнего Джидду Кришнамурти, сына бедного брахмана, работавшего в Теософском обществе. Мальчик часто приходил на пляж  Адьяра рядом с поместьем. Ледбитер позже писал, что сразу распознал в нём «величайшего из Учителей», чья аура была «наполнена чистейшим светом».  И он убедил Анни Безант в исключительности мальчика. Несмотря на сопротивление отца Кришнамурти (который даже подавал в суд, чтобы вернуть сына), Безант добилась опеки над ним. 

«Избрание» Кришнамурти, полностью изменило его жизнь. Мальчика начали готовить к «великой миссии». В 1911 году Безант увезла его в Англию, чтобы дать ему «достойное» воспитание. Он учился в частных школах, но так и не адаптировался к западной системе. Кроме того он был обязан участвовать в эзотерические ритуалах. Его подвергали «астральным путешествиям», учили визуализировать «Мастеров Мудрости». Позже Кришнамурти скептически отзывался об этих практиках, называя их «навязанными».

Чтобы подготовить мир к приходу «Учителя», теософы  в 1911 году создали организацию  под названием «Орден Звезды»  во главе с Кришнамурти.  Его представляли как будущего Мессию, чьё появление изменит человечество. Вокруг него формировался культ, тысячи последователей ждали его «откровений», а теософы контролировали каждый его шаг. Но чем старше он становился, тем больше сомневался в своей роли.

 В 1929 году Кришнамурти распустил «Орден Звезды», заявив, что истина не может быть организована. Он отверг все религии, гуру и системы, включая теософию.

Да, Кришнамурти не стал «Мессией», но стал чем-то большим — голосом абсолютной свободы. Его учение — не догма, а призыв к независимому исследованию.  Возможно, его настоящая миссия началась только после того, как он отказался от неё.

До конца своей  жизни (1986 г.) в его доме не было алтарей, а только книги, деревья и беседы с теми, кто приходил без ожиданий. 

«Я ничему не учу. Я просто указываю на дверь, но войти в неё должны вы сами», - говорил он. Когда же его спросили, в чём смысл жизни, он улыбнулся: «А вы живёте? Тогда зачем спрашивать?» 

И в этом был весь Кришнамурти — не святой, не пророк, в нем каждый видел самого себя.   Возможно, именно поэтому его книги до сих пор трогают сердца людей — они не учат, а напоминают: истина всегда здесь, в тишине между мыслями.

 

Дерево, посаженное Джидду Кришнамурти в Адьяре

Растаявшие миражи

Поздним вечером, возвратившись из Адьяра в Ченнай, мы не хотели бродить по его шумным улицам и уединились в небольшом ресторанчике. Кроме нас в нем никого не было. Уютная тихая атмосфера располагала  к беседе. И я стала расспрашивать мужа о том, как повлияли на его деятельность идеи Кришнамурти? Далее передаю суть его рассказ в кратком изложении:

 

«Да, рождение газеты «Ауры» стало самым  важным событием в моей жизни. И я видел, как многие наши читатели стремились не столько к знаниям, сколько к их практическому воплощению в своей жизни. Вокруг нас уже в первый год  образовалась большая группа единомышленников. Мы стали проводить еженедельные встречи, собрания, различные мероприятия. А в январе 1992 года я стал организатором  первого съезда контактеров под названием:  «Разум Вселенной – людям Земли». На нем присутствовало больше тысячи человек, приехавших со всей страны.

«Аура» - как первое эзотерическое издание России  - становилась все более популярной и заметной. Естественно, это открывало перед ней большие перспективы. И надо признаться, было искушение — большое, почти сладкое. Многим из нас представлялось, как клуб «Аура» становится центром чего-то великого: влиятельного, масштабного, может быть, даже вселенского. Ведь вокруг столько ищущих, столько жаждущих чуда, столько доверчивых душ... А я мог бы вести их, направлять, стать тем, кто знает, кто открывает истину. Некоторые стали предлагать «расширяться» и создавать филиалы по всей стране и даже по всему миру. Заодно организовать коммерческую деятельность – предоставлять за деньги информационную площадку  для рекламирования всякого рода ясновидящих, гадалок и экстрасенсов с сомнительным прошлым. Ну и, конечно же, развернуть торговлю магическими кристаллами, благовониями и многим другим, пользующимся спросом у духовноищущих.

Но потом — Кришнамурти. Его слова, как холодный ветер, сдули этот мираж. Он напомнил мне, что любая организация, претендующая на исключительность, рано или поздно становится тюрьмой. И для других, и для меня самого. Что истина — не в ритуалах, не в иерархиях, не в слепой вере в гуру, а в свободе, в прямом, живом понимании себя и мира. 

И тогда я почувствовал облегчение. Как будто сбросил тяжелый плащ, который казался царской мантией, но на самом деле был лишь грузом тщеславия. Я понял, что «Аура» не должна быть центром Вселенной — она должна быть просто местом, где люди могут встречаться, делиться, сомневаться, расти. Без догм, без кумиров, без иллюзий власти. 

И сейчас, оглядываясь назад, я благодарен тому моменту. Он научил меня главному: истинная духовность — не в масштабах организации, а в честности перед собой и другими. Не в том, чтобы вести за собой толпы, а в том, чтобы каждый мог найти свою дорогу — свободно, без страха, без слепого следования.

Имеющие склонность к сектантству

Многие люди, отдалившись от «Ауры», нашли приют в других сообществах, где их эго искушали разного рода соблазнами. Например, одной из таких организаций был «Ашрам Шамбалы», основанный Константином Рудневым - известным как «Учитель Кираэль» или «Рулон». В одном из номеров газеты мы раскритиковали его деятельность, опубликовав статью «50 долларов за разговор с Шамбалой».  После этой публикации мы лишились части подписчиков, которые видели в нем нового мессию. Видимо сладкая ложь для таких искателей истины приходится больше по нраву, чем горькая правда.

До засилья Интернета люди были гораздо доверчивее. Услышав про «астральный план», «Шамбалу»,  «чакры», они слепо доверяли новоявленным гуру и готовы были идти за мошенниками в огонь и в воду. Жертвами становились в основном  милые, любящие и открытые души, принимающие все на веру. Ведь «Ашрам Шамбала» позиционировал себя как духовное сообщество, связанное с мифической Шамбалой — легендарной страной мудрецов в тибетском буддизме. Руднев утверждал, что является ее «посланником» и предлагал своим последователям «энергетические практики», медитации и учение о «новой эпохе». 

На деле же «Ашрам Шамбалы» был типичной деструктивной сектой, использующей методы психологического контроля и финансовой эксплуатации адептов.  Членов группы убеждали, что только через «Учителя» они могут достичь «просветления». Несогласных же объявляли «одержимыми тёмными силами». 

Некоторые участники  секты отдавали квартиры, влезали в долги, чтобы финансировать организацию.  Адептов поощряли разрывать связи с родственниками, которые «не понимают их духовных устремлений». А сам «гуру» создавал вокруг себя образ божественного лидера, чьи слова не подлежали сомнению. Руднев упивался своей властью над своими учениками, за малейшую провинность наказывал, в общине процветали сексуальные извращения.  На самом же деле его «учение» представляло собой мешанину из эзотерики, оккультизма и псевдобуддизма.  В конце концов зарвавшийся лидер на долгие годы угодил за решетку.

Тяга к поводырям

Человеческая душа, уставшая от бремени выбора, так жаждет сбросить с себя груз ответственности, что готова слепо отдать свою свободу первому, кто пообещает ей ясность. Как путник в пустыне, измученный жаждой, бросается к миражу, так и разум, запутавшийся в лабиринте собственных страхов, ищет того, кто возьмёт его за руку и скажет: «Иди за мной — я знаю путь». 

Но разве не в этом величайшая ловушка? Отдав свою волю, человек теряет не только право на ошибку, но и шанс на истинное понимание. Он превращается в марионетку, а когда нити натягиваются слишком туго, с ужасом осознаёт, что стал соучастником собственного порабощения. И тогда, как предупреждал Кришнамурти, приходит расплата — не в виде гнева богов или судьбы, а в горьком осознании, что ты сам позволил другому решать за тебя, сам возвёл его на пьедестал, чтобы потом, в час крушения, сделать из него жертвенного козла. 

Истинная свобода — не в слепом следовании, а в мужестве стоять без посредников перед лицом жизни, принимать её неопределённость и не спешить искать тех, кто навяжет тебе свои истины. Ведь тот, кто жаждет, чтобы им управляли, рано или поздно обнаружит, что продал свою душу — за иллюзию покоя.

Вечные странники совершенства

Они бродят по миру, как тени, эти искатели несбыточного. Их взгляд скользит по лицам, учениям, кружкам и братствам, но нигде не задерживается надолго. Ведь за каждой дверью, где, казалось бы, собраны родственные души, их ждёт разочарование — трещина в мраморе, пятно на золоте, человеческое в том, что претендует на божественное. 

Они ищут не истину — её слишком легко найти, она проста и часто некрасива. Они ищут мираж, отражение собственной тоски по безупречности. Их идеал — не живой, не дышащий, не способный оступиться. Он кристален, как лёд, и так же холоден.  

И потому они вечно в пути. Сегодня — среди мудрецов, завтра — среди художников, послезавтра — в тиши монастырей. Но везде одно: слишком громкий смех, слишком земные страсти, слишком человеческие слабости. Они отряхивают прах с ног и уходят дальше, не понимая, что бегут не от несовершенства мира, а от собственной тени. 

А может, они просто боятся остановиться. Ведь если прекратить поиски, окажется, что идеала нет. А значит, придётся принять этот мир — шершавый, грешный, живой. И себя в нём — такого же несовершенного, такого же настоящего. 

Но они не останавливаются. Они не могут. Их паломничество — это бегство. Их поиск — это отказ. Их совершенство — это одиночество.

Несчастная искательница идеала

Недавно я разговаривал с такой вот «высокодуховной»  женщиной, которая находилась в вечном поиске своего гуру. Каждый раз она входила в зал, где собирались ищущие, с осторожностью кошки, ступающей по мокрому асфальту. В её глазах — не надежда, а скорее усталая подозрительность. Она уже знала, что разочаруется. Но всё равно шла — вдруг «этот» окажется тем самым, «настоящим». 

Первый гуру ел рыбу. Она видела, как он в ресторане заказал лосося на гриле, и её мир рухнул. «Как можно говорить о сострадании ко всем живым существам и при этом…» Она ушла, даже не попрощавшись. 

Второй пил вино. Не бутылками, конечно, но позволил бокал на дне рождения. «Разве просветлённый может так поступать?» — думала она, сжимая в руках чётки, купленные у его учеников. Чётки потом выбросила. 

Третий смеялся слишком громко. Четвёртый носил дорогие часы. Пятый однажды повысил голос на ребенка. 

Она искала не человека — статую. Не учителя — святую икону без трещин. Но чем безупречней казался гуру, тем страшнее ей было узнать, что и он — живой. Что где-то в его доме есть холодильник с обычной едой, в шкафу — мятая пижама, а в прошлом — ошибки, о которых он, может быть, даже не жалел. 

«Учитель, погладь мое эго»

Часто такие ищущие приходят к учителям с сияющими глазами — не за истиной, а за подтверждением. Хотят, чтобы их назвали «избранными», «особенными». Но стоит сказать что-то такое, что не льётся, как мёд, в уши — и в их глазах вспыхивает бунт. 

Вот он сидит в первом ряду, кивает с видом мудреца. Уже прочитал все книги, прошел десяток семинаров. И вдруг слышит дзэнский лозунг: «Духовный путь начинается, когда ты признаёшь, что ничего не знаешь». На лице гримаса раздражения. «Как это ничего? Я же медитирую по два часа в день! Я цитирую «Бхагавад-гиту»! Я… я…» Его эго корчится, как червяк на крючке. Он ждал, что его назовут «продвинутым», а вместо этого ему предлагают снова стать начинающим. Невыносимо.  И тут же: «Мне это не подходит!» 

Другой пример. Она пришла за «любовью и светом». Но  ей сказали: «Твоя духовность — это бегство от гнева, который ты подавляешь» Она вскидывает голову, как оскорблённая королева:  «Я вся в любви! Я не злюсь никогда! Вы просто не понимаете моей тонкой натуры!» 
Ей нужен был тот, кто отражал бы её выдуманный образ. А вместо этого попался учитель-молоток, разбивающий её хрустальные иллюзии. 

Что же им на самом деле нужно?  Они мечтают, чтобы кто-то свыше подтвердил: «Да, ты уже почти святой, просто продолжай в том же духе». 

Но настоящий учитель — не служба поддержки эго. Он — тот, кто выдернет коврик из-под ног, заставит усомниться, разозлит, доведёт до слёз. Потому что только так рождается настоящее понимание.  А если хочется, чтобы тебя только хвалили — есть психологи, коучи, гуру-мотиваторы и Инстаграмм... Там уж точно никто не потревожит твоё драгоценное эго.

Нить вечного света

Наш ужин в Ченнае растянулся на несколько часов. Я слушала Бориса и понимала, что все то, что он говорит, не является заимствованной книжной мудростью, а пережито и выстрадано его многолетним опытом, который совпадал  с моим собственным.

Пора было покидать помещение, в котором мы находились. Хозяин ресторанчика то и дело поглядывал на часы, но так и не решался прервать нашу беседу. Не зная русского, он чувствовал, что речь идет о чем-то важном для нас, потому не хотел нас беспокоить. И мы были благодарны ему за это понимание.

Мне хотелось больше узнать о Кришнамурти — о том, как он жил после разрыва с миллионами поклонников, деньгами,  славой — поступком, требующим огромной честности. Ведь отказ от роли «Мессии», уготованной ему теософами, — это действительно  демонстрация редкой внутренней свободы. 

Его жизнь была аскетичной, но не монашеской — он ценил природу, тишину, но не чурался общества. Много путешествовал по миру, выступал с лекциями и беседами на самые разные темы. Но его учение — это не система, а призыв к свободе: «Освободитесь от авторитетов, включая меня» - говорил он. – «Если вы следуете за кем-то — вы перестаёте искать истину». 

Он не создал религию, хотя его книги издаются миллионами тиражами. У него нет последователей — только «слышащие». Его жизнь после разрыва с теософами является доказательством того, что можно учить без культа, вдохновлять без обещаний рая. Его учение — мощный стимул думать самостоятельно.

 

 

Посещение Адьяра — этого удивительного места, где когда-то решались судьбы духовных исканий, — стало для меня не просто путешествием, а глубоким откровением. Здесь я ощутила дыхание той самой свободы, о которой говорил Кришнамурти — свободы без догм, без слепого поклонения, но с бесконечным доверием к жизни. 

И в этом я увидела сходство с моим мужем Борисом - тем самым человеком, который когда-то, вдохновившись этими же идеями, создал «Ауру». Не организацию, не учение, а живое пространство, где, как и у Кришнамурти, нет места слепому следованию, но есть место — вопрошанию, искренности, любви. 

Теперь это и моё творчество тоже. Наше совместное. Мы не провозглашаем истин — мы делимся светом, который живёт в каждом нашем слове, каждом жесте, каждом проекте и вместе с тем, мы остаемся «живыми», настоящими. 

«Аура» продолжает жить — не как памятник прошлому, а как свежий ветер, напоминающий о том, что истина рождается в диалоге, а не в повиновении, что духовность — это не ритуал, а состояние сердца и отношение к другим людям, природе, миру. И наконец: самое важное учение — то, что помогает людям вспомнить себя. 

И если Кришнамурти когда-то освободил истину от цепей организаций, то мы теперь, в меру своих сил, освобождаем её от одиночества — превращая в общий полёт, в котором каждый может найти собственный путь к свету. 

Так идеи одного смелого человека, отказавшегося от трона, продолжают жить — уже в наших руках, в наших голосах, в этом мире... который, как оказалось, так жаждет не готовых ответов, а честных вопросов. 

И это — самая красивая история продолжения.

Елена Романова


Отзывы читателей на публикацию:

Дорогие мои неидеальные гуру! 

Благодарю вас за эту публикацию! Было очень интересно глубже познакомиться с историей Джидду Кришнамурти, с его выбором в пользу свободы, а не амбиций. Это напомнило мне простую, но важную истину: пока человек сам не разберётся со своими страхами и сомнениями, никто не сможет помочь ему по-настоящему. 

Мне особенно близок ваш подход — вы не навязываете шаблонов, не требуете идеальности, а мягко направляете людей к самим себе. Вы учите не бежать от трудностей, а встречать их с открытыми глазами, и показываете, как можно с ними справляться. 

Вспоминается наше совместное путешествие по Индии: долгие часы в поезде с жёсткими сиденьями, которые окупались потрясающими впечатлениями. Помню, как в ресторане вы предложили нам самим выбирать блюда из меню на английском — так ненавязчиво побуждая учить новые слова и преодолевать языковой барьер. Иногда мы терпеливо ждали, а иногда — смело заявляли о своих желаниях. И в этом был ценный урок: баланс между принятием и решительностью. 

С любовью,  Татьяна Жиляева 

 


 

Только что прочитала статью «Охотники за миражами». Не поверите, но мне стало в душе так хорошо, так приятно. Я поняла, что я не одна, и есть разумные единомышленники, которые могут смотреть в глаза реальности.

Написано все четко, понятно, доступно. Читаешь и задумываешься: а ведь все это правда. Многие разучились мыслить и думать. Просто ленятся…

Огромное спасибо за статью нашей дорогой Леночке!

Если кому то не понравится, ничего страшного нет. Все проходят трансформацию, очищаются. Значит у «Аура» тоже период обновления. Кто-то уйдет, придут новые, молодые, здравомыслящие. «Аура» в своем духовном развитии  поднимается выше  и выше, открывает новые вершины, и это радует.

Я рада, что нашла возможность  и силы съездить в Уллу-Тау. Мысленно всегда рядом с вами. Очень хочется попасть и на другие ваши семинары. Главное, чтобы «Аура» жила и процветала!

Мунина Сагидуллина

 


 

Удивительно глубокая и правдивая статья! 

Мне было невероятно приятно читать и о Кришнамурти, и о тех, кто продолжает нести свет людям. Эти мудрые мысли звучат в книгах и учениях снова и снова, но почему-то люди всё равно ищут истину где-то вовне, вместо того чтобы заглянуть в себя. 

Четверть века назад я впервые услышала девиз «Ауры» — «Твори себя и мир вокруг твори!» — и он стал для меня путеводной звездой. За эти годы я многое осознала, многое пережила, и семинары «Ауры» подарили мне бесценный опыт. И теперь я с радостью жду новой встречи с единомышленниками в родном «Уллу-Тау». 

Каждый раз, возвращаясь домой после таких встреч, мы становимся чуть-чуть другими — более осознанными, более любящими, более живыми. 

Огромное спасибо за эту статью! Она напомнила, как важно никогда не терять устремлённость к свету. Ведь именно для этого мы и пришли в этот мир. 

С теплом,  Тамариза Сабанчиева 

 

 


Другие публикации Елены Романовой:

Жмите на картинку!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возвратиться в разделы:

 

Елена Романова - творчество

 

 

На главную

Места Силы Кавказа

Расписание семинаров

Отзывы

 

Яндекс.Метрика